Финансы,
21 февраля 2000 г.
Роль и место страховых компаний в реформе пенсионной системы России 1353 просмотра
В связи с переходом к рынку особенно остро встает вопрос о социальной защищенности граждан. В последнее время становится совершенно очевидным тот факт, что наряду с государственными мерами, проводимыми в этой области, необходимо использование и рыночных институтов. Одним из элементов организации социальной защиты граждан в условиях рынка и является негосударственное пенсионное обеспечение.
Если мы обратимся к опыту развитых стран, то увидим, что при всем разнообразии правовых норм, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения, число принципиальных подходов к построению систем пенсионного обеспечения ограничено. Можно выделить три основных источника пенсионного обеспечения граждан: государственные пенсии (обязательные и дополнительные профессиональные); негосударственные пенсии, получаемые через пенсионные фонды; негосударственные пенсии, выплачиваемые страховыми компаниями по договорам дополнительного пенсионного страхования, заключенным как отдельными гражданами, так и предприятиями в пользу своих сотрудников. Например, в Канаде существует смешанная государственно-частная пенсионная система, состоящая из следующих основных элементов: а) государственное пенсионное обеспечение — программы "обеспечение по старости", "добавка к гарантированному доходу", "пособие для супруга"; б) Канадский пенсионный план; в) дополнительное (частное) пенсионное обеспечение. Программа "обеспечение по старости" представляет собой выплаты ежемесячной пенсии по старости лицам в возрасте 65 лет и старше. Пенсионерам, получающим пенсию в соответствии с программой "обеспечение по старости" и не имеющим других доходов или имеющим суммарный доход (вместе с пенсией) ниже официального уровня бедности, выплачивается "добавка к гарантированному доходу". "Пособие для супруга" предназначено для обеспечения прожиточного минимума семьям, чьи доходы, как правило, ограничиваются получением одним из супругов пенсии по старости и добавки к ней. Денежные средства для финансирования программ "обеспечение по старости", "добавки к гарантированному доходу" и "пособие для супруга" поступают из фондов федерального правительства. Управление данными программами осуществляется Министерством развития людских ресурсов Канады через сеть своих отделений в провинциях. Канадский пенсионный план (СРР), основан на выплатах страховых взносов в пенсионный фонд. По программе СРР предоставляется пенсия в связи с увольнением с работы, пенсия по инвалидности, пенсия овдовевшему супругу, ряд пособий на детей, пособие в связи со смертью. Право на получение данных выплат имеет лицо, которое перечисляло страховые взносы от своего дохода в установленном размере в течение 40 лет. При этом работодатель оплачивает не менее половины взноса. СРР находится в ведении федерального правительства. Отвечают за эти рабочие пенсионные планы Министерство людских ресурсов и Министерство финансов Канады, которое отвечает также за проведение переговоров с провинциями по вопросам деятельности пенсионных планов, определяет порядок финансирования этих планов, включая тарифы страховых взносов, отвечает за инвестирование пенсионных средств. Министерство доходов собирает взносы в СРР вместе с другими налогами и ежегодно предоставляет информацию о взносах Министерству людских ресурсов. По мнению канадских специалистов в области финансирования СРР, такая структура весьма эффективна. Существует и дополнительное пенсионное обеспечение в рамках отдельного предприятия (компании). Такое обеспечение получают около 40% пенсионеров. Есть два типа пенсионных планов: коллективный пенсионный план работников предприятия (таких планов насчитывается более 20 тыс.), индивидуальный (личный) пенсионный план (более 25 млн индивидуальных планов, так как работник может иметь пять и более индивидуальных пенсионных счетов). Таким образом стимулируется прежде всего работник, а не работодатель. В Российской Федерации система пенсионного обеспечения представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, затрагивающих жизненно важные интересы почти 40 млн человек В августе 1995 г. Правительством РФ была принята Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации (Постановление № 790 от 7.08.95 г.), которая содержит перечень конкретных мер, направленных на реформирование пенсионной системы, этапы и сроки ее выполнения. Для ее реализации была образована Правительственная комиссия, однако прошло уже четыре года, а видимых подвижек к воплощению положений этого важнейшего документа нет. Данная концепция предусматривает создание трехуровневой системы пенсионного обеспечения: базовая (социальная) государственная пенсия, трудовая государственная пенсия; негосударственная пенсия. Однако и сегодня, спустя несколько лет, существует лишь отлаженный механизм государственного пенсионного обеспечения, которое не в состоянии решить проблему обеспечения достойной старости российским пенсионерам. Острота переживаемого момента и кризис действующего механизма государственного пенсионного обеспечения стали причиной появления и внесения законопроекта «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", который предполагает, что пенсионная система будет включать: государственное пенсионное страхование; государственное пенсионное обеспечение; дополнительное пенсионное страхование и обеспечение. При этом ст. 23 законопроекта четко указывает, что "дополнительное добровольное пенсионное страхование осуществляется страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии на право осуществления дополнительного пенсионного страхования, и другими организациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также субъектами пенсионных правоотношений, финансирующими дополнительное добровольное пенсионное страхование". В связи с чем возникли потребности в создании системы негосударственного пенсионного обеспечения? Во-первых, размер отчислений в Государственный пенсионный фонд на сегодняшний день достаточно велик (28% по отношению к фонду оплаты труда). Во-вторых, в нашей стране в последние годы возрастает удельный вес пенсионеров в общей численности населения. В-третьих, в условиях рынка у людей появляется возможность заработать реальные деньги, а вместе с тем появляются сбережения, которые они смогут направить на накопления для получения дополнительной пенсии в будущем. Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Использование на Западе негосударственных источников финансирования пенсий проверено временем и стимулируется государством, поскольку: уменьшает число людей, зависящих от поддержки государства, и оно может сосредоточиться на пенсионном обеспечении наименее защищенных слоев общества; отпадает необходимость сверх меры раздувать государственные социальные программы. В нашей стране также существует два механизма получения дополнительной пенсии — через страховые компании и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Мы не видим никаких "противопоказаний" для самого широкого развития этих механизмов. Вместе с тем хотелось бы напомнить, что в стране сформировался страховой рынок, он функционирует и в достаточной мере контролируется государственными органами, являясь реальным союзником государственного пенсионного фонда. Свыше 1250 страховых компаний работают во всех регионах России, причем более 400 занимаются долгосрочным страхованием жизни, в том числе и таким его видом, как пенсионное страхование. Их деятельность регламентируется Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и 48-и главой Гражданского кодекса РФ. Российские страховщики обладают большим интеллектуальным потенциалом, возможностью быстро реагировать на запросы рынка, что позволяет поддерживать расходы на ведение дела на уровне 3-5% от поступивших страховых взносов. Страховые компании активно работают с населением, имеют обширные агентские сети, опыт проведения рекламных кампаний. Клиентами страховых компаний уже стали 7 млн человек, причем 4,5 млн заключили договоры долгосрочного сграхования. За 1999 г. страховщики собрали 95,6 млрд руб., в том числе по страхованию жизни — 35,4 млрд руб. Пенсионные страховые продукты, разработанные российскими страховщиками как для корпоративного, так и индивидуального страхования, в большинстве своем соответствуют международным стандартам и уже завоевали определенную популярность у населения, которому предлагаются разнообразные страховые продукты. В том числе: страхование пожизненной пенсии при достижении застрахованным клиентом определенного в договоре страхования возраста; страхование временной (выплачиваемой в течение определенного в договоре срока) пенсии, при достижении застрахованным клиентом определенного в договоре страхования возраста; страхование семейной пожизненной пенсии, выплачиваемой застрахованному клиенту при дожитии его до определенного в договоре возраста, а в случае его смерти — законной супруге (супругу) застрахованного; страхование пенсии по общей нетрудоспособности в результате несчастного случая с назначением инвалидности или по любой причине с назначением инвалидности (выплачивается до снятия с застрахованного группы инвалидности); страхование пенсии по общей и профессиональной нетрудоспособности с назначением инвалидности (выплачивается застрахованному клиенту до снятия с него инвалидности); страхование пенсии по случаю потери кормильца (смерти застрахованного клиента), выплачиваемой выгодоприобретателю (ребенку/родителям) пожизненно либо в течение определенного в договоре страхования срока. На сегодня в Пенсионном фонде РФ около 30% приходится на "непенсионную" нагрузку (различные "северные" пенсии, пенсии по вредным профессиям и т.п.). У нас огромное число 45-50-летних пенсионеров. Страховые компании способны решить и эту проблему. Например, организации с неблагоприятными условиями труда сами обеспечивают определенные социальные гарантии своим работникам. Это можно сделать в виде уплаты за них взносов по дополнительной или "досрочной" пенсии через страховые компании. Страховые компании обладают опытом и возможностями (в частности, через актуарные службы) точно оценивать стоимость такого страхования, гарантировать фиксированную надбавку, а также любой возраст выхода на пенсию. Что же касается НПФ, то, надо сказать, этот рынок еще недостаточно развит. Закон "О негосударственных пенсионных фондах", регламентирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или иного пункта закона. Разночтения порождают судебные разбирательства. Кроме того, данный Закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения. Зарегистрировано чуть более 300 НПФ, из них реально функционируют около 150. Из более чем тысячи фондов, образовавшихся с 1992 г., свыше 50% были отсеяны как не справляющиеся со своими функциями или занимающиеся другими видами деятельности. Многие исчезли сами, причем часто с деньгами участников фонда. Когда сторонники НПФ ссылаются на западные примеры, они забывают, что там фонды работают в основном с физическими лицами, у нас же 95% выплат приходится на корпоративные фонды. Впрочем, выплаты — громко сказано: за весь 1998 г. они составили всего 250 млн руб. Для сравнения — страховые компании в 1998 г. выплатили 32,2 млрд руб., в том числе по страхованию жизни — 12,5 млрд руб. Не менее важным является и возможность полноценного государственного контроля за деятельностью структур, осуществляющих функции пенсионного обеспечения. Положение об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруда и социального развития РФ было принято лишь 5 октября 1999 г. Неопределенность полномочий, отсутствие достаточного числа специалистов создают серьезные проблемы при осуществлении контроля за реально функционирующими НПФ. Если делать ставку на НПФ, то потребуется несколько лет плюс миллиардные затраты из бюджета лишь на создание соответствующего надзорного органа (десятки или сотни новых чиновников, их обучение, помещения, оргтехника и т.п.). Не случайно на Западе деятельность страховых компаний и НПФ регулирует один орган. Например, в Организации экономического сотрудничества и развития это — отдел по надзору за страховыми компаниями и пенсионными фондами. Важнейший вопрос — инвестирование собранных взносов. НПФ размещает пенсионные резервы через специальную коммерческую организацию — управляющую компанию. В данном случае скопирована западная модель, которая в наших условиях дала прямо противоположный эффект. И дело здесь не столько в увеличении затрат на дополнительную комиссию посредника. Учитывая, что размер пенсии заранее не устанавливается и зависит от полученного дохода, повсеместной практикой стало занижение настоящего дохода от инвестирования резервов. Лишнее звено при слабом контроле резко снижает надежность всей системы. Практически доверяют такой модели только корпорации, владеющие как НПФ, так и управляющей компанией, что превращает НПФ в инструмент решения далеко не социальных проблем. При этом мало шансов не только на эффективное вовлечение собранных ресурсов в экономику страны, но и просто на осуществление контроля со стороны государства за финансовыми потоками. Размещение резервов страховщиками регламентируется четкими правилами и контролируется с помощью отработанных отчетных форм. Страховщики несут полную ответственность перед застрахованными. Занижение дохода также не имеет смысла, так как чаще всего при страховании стороны заранее оговаривают размер будущей пенсии. Финансовые потоки при этом прозрачны для государства, и оно вполне может рассчитывать на благотворное воздействие на экономику долгосрочных ресурсов. Однако вместо государственного стимулирования развития этих финансовых институтов, способных прийти на смену жесткой государственной системе пенсионного обеспечения, в последнее время наметилась четкая тенденция их жесткого противопоставления. Правительством РФ создаются искусственные условия, когда предприятиям и гражданам становится просто не выгодно заключать договоры пенсионного страхования со страховыми компаниями. И ярким примером тому являются принятые налоговые льготы для НПФ. Во-первых, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (раздел I, п.2, подпункт "р"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, предусмотрено, что платежи по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Для страховых компаний в части пенсионного страхования этого нет. На сегодня проект, предусматривающий введение аналогичных льгот для страховщиков, пока лишь рассматривается и уже более месяца согласовывается с Минтруда РФ, которое по вполне попятным причинам всячески его тормозит. Во-вторых, в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.05.97 г. № 546), включены суммы платежей работодателей по договорам с негосударственными пенсионными фондами. Причем ранее работодатели имели данную налоговую льготу и при заключении договоров пенсионного страхования со страховыми компаниями. Однако 13 октября 1999 г. было принято Постановление Правительства, которое не только вычеркнуло страховые компании из данного перечня, но и увеличило для НПФ нормативное отчисление на суммы взносов работодателей в пользу своих работников в 1,5 раза (с суммы, равной 24 МРОТ, до 36 МРОТ). Сама жизнь доказала жизнеспособность страховых компаний. Даже не имея льгот и стимулов к развитию пенсионного страхования для населения, они продолжают успешно работать и завоевывают все большее доверие у россиян. Подтверждением служит то, что страховой рынок пережил два острейших финансовых кризиса (в 1995 и 1998 г.), но продолжает успешно функционировать. Между тем последний кризис нанес сокрушительный удар по НПФ. Большинство фондов перестало выполнять свои обязательства перед вкладчиками из-за кризиса на фондовом рынке, из-за прекращения погашения государственных ценных бумаг и т.п. И если с корпорациями фонды еще работают, то частный вкладчик надолго потерял доверие к НПФ. Страховые компании, наоборот, значительно расширили свою клиентскую базу, в частности, за счет бывших вкладчиков банков и участников НПФ. Ни одного серьезного скандала или банкротства отмечено не было. Обязательства "шатающихся" страховщиков подхватывали более сильные компании; использование сострахования и перестрахования позволили системе сравнительно легко перенести удар. Страховщики, в отличие от НПФ, доказали, что в условиях нестабильной экономики в переходный период им можно доверять. Приведенные данные свидетельствуют о явном преимуществе страховых компаний. И тем не менее мы не за соперничество и противопоставление, а метод сравнения использовали лишь для того, чтобы показать, что даже в худших правовых условиях страховые компании работают и добиваются неплохих результатов. Концепция реформы системы пенсионного обеспечения была разработана и принята Правительством четыре года назад и требует скорейшей реализации, для чего нужны совместные усилия Пенсионного фонда РФ, НПФ и страховых компаний. Поэтому сегодня нужно идти путем не противопоставления страховых компаний и НПФ, а создания для них равных экономических и правовых условий. Остальное сделает рынок.
Н.П.НИКОЛЕНКО, вице-президент Промышленно-страховой компании, кандидат экономических наук, доцент
Вся пресса за 21 февраля 2000 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Пенсионное страхование, Страховое право, За рубежом
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
|
Сибдепо, Кемерово, 29 ноября 2024 г.
В следующем году 100 млн россиян смогут бесплатно обратиться к врачу
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|